Flyer (prohfesor) wrote,

Отчет о походе в Карпаты, 8-13 марта 2009

Отрывки из походного дневника

8 марта 2009.
Это наша первая поездка в Карпаты. Не терпится поскорее окунуться в атмосферу западной Украины, горного воздуха и притрушенных снегом елок. Когда в Черкассах весна уже вовсю вступает в свои владения, в горах еще стоит абсолютная зима, прежде всего потому что с высотой температура воздуха уменьшается. В голове постоянно держится мысль, что нужно готовится как к серьезному зимнему походу, а поскольку поход не на два дня, а почти на неделю – что либо забыть недопустимо.

Сначала пришлось ехать в Смелу, на станцию имени Шевченко. Денег на путешествие в Карпаты по путевке турагентства не было. Поэтому добирались перекладными: плацкарт до Тернополя, потом, на маршрутке, до Ивано-Франковска и уже оттуда до Ворохты, а затем до Высочины.
В общей сложности, на дорогу мы потратили по сто две гривны, в одну сторону. И еще около сотни на продукты. Маршрут поездки составили по информации полученной из Интернет, и от Черкасских туристов. Ребята оказались действительно общительными и благожелательными.

Большинство отговаривали нас от необдуманных решений...

Именно в Смеле я начал походный дневник, описывающий поездку в зимние Карпаты, простых Черкассщан, со средним достатком. Ведь мы так соскучились по пушистому белому снегу и бодрящему морозному ветерку - которыми погода нас особо не балует, в последние годы.
Итак! За сколько же можно съездить в зимние Карпаты, и что Вас там ожидает?

9 марта 2009.
Наши ожидания с трудом поддавались осмысленному описанию, так как из четверых участников практически никто не был в Карпатах. Но фактически план был намечен как Верховина – подножие Черногорского хребта – вершина горы Смотрич – вершина Черной горы – Говерла.

«09.03.2009г. 22.50. Здравствуй моя милая Юля. Наверное ты скучаешь по мне, я уверен в этом, поскольку мне хочется видеть тебя до слез. Я пишу это письмо при свете фонарика, лежа в дырявом домике лесника, стоящем на заснеженном лесистом склоне Черногорского хребта. Сегодня был поразительный день. Я проснулся в поезде в Тернополе, мы побродили по городу и выехали в Ивано-Франковск, потом мы поехали в Ворохту, а затем в Верховину. Там море сувенирных лавок, туристов и ресторанов. Киевляне и Москвичи гуляют вовсю. Номера на «Хаммерах» и «Лексусах», говорят за хозяев.

Транспорта до подножья Черногорского хребта ми не нашли, потому пошли пешком. Около двадцати километров по берегу Черного Черемоша и часа два подъема вверх на подошву горы Смотрыч.
Уже давно ночь, мы шли при свете полной луны. Здесь очень красиво и необычно. Снега по колено, и присыпанные им ели кажутся черными исполинами в серебристых шубах.
Ужин готовили на костре, раскопав снег. Паша вылил кипяток для чая себе на руку – теперь дует на ожог. Я ходил на разведку – еще раз убедился, что в ночном лесу страшно. Реки тут зеленые, а леса величественные. И еще тут нет тебя. Может Морфей меня к тебе унесет? Скучаю!

Пешеходные маршруты по Черногорскому хребту – одни из самых популярных горных маршрутов среди туристов. В первую очередь потому что такой маршрут охватывает самые высокие вершины Украины, включая Говерлу, а значит поход изобилует красотами. Обратимся к справочнику:
Черного́ра (укр. Чорногора, польск. Czarnohora) — самый высокий горный хребет в украинских Карпатах, находится в восточной части Полонинского Бескида; главный хребет простирается в длину около 40 км между реками Чёрной Тисой на западе и Чёрным Черемошем на востоке. Западная часть с вершиной Петрос (2 020 м) лежит на Закарпатье; обе части Черногоры отделены глубоким перевалом (1 550 м). Восточная Черногора — монотонный и массивный хребет, вершины высокие, свыше 1 900, иногда 2 000 м (Говерла — 2 058, Шпицы — 1 997, Гутен Томнатек — 2 018, Поп Иван (Чорна гора) — 2 022), перевалы не опускаются ниже 1 750 м. Склоны Черногоры покрыты лесами. На северных склонах обычно растёт бук (до высоты 1300 м), выше — ель (исключительно до 1 600 м). Выше — до 1 800 м находится полоса полонин, жерепа и трав, выше 1 800 м чистые полонины, которые поднимаются к наивысшим высотам — иногда с каменными полями.

«10 марта 2009г. 8.45. Доброе утро! Мы только что позавтракали, покупались в снегу, и выходим покорять вершину Смотрыча. Его высота тысяча восемьсот девяносто восемь метров. К обеду планирую достичь обсерватории, на вершине Черной горы (высота: две тысячи двадцать метров). В голове крутится песня Высоцкого: «Вершина».

Непривычные к таким длительным горным переходам, мы невероятно устаем. Особенно я. Похоже сердце не справляется. Надоело просить остальных подождать. После подъема по очень крутому склону на большую высоту (навскидку метров 150), чему мешает снег глубиной по колено, все стали злые и неразговорчивые. Такой небольшой подъем занял больше часа.
Отдохнули и пообедали на плато, с которого хорошо видна вершина Смотрича, затем продолжили восхождение.
На вершине нас поджидал нижний край облачности. Судя по злым массивам туч решаем, что хребет накрыт циклоном. А теперь мы к тому же забрались в самое сердце непогоды. Пронзающий ветер гонит снег практически параллельно земле, а тенденция к усилению ни грамма не радует.

«10 марта 2009г. 23.40. Привет! Передать словами то, что сегодняшний день нам принес, будет очень сложно. Сейчас глухая ночь, мы сидим вчетвером в обледеневшей палатке, которую пришлось разбить прямо посреди снежного поля. За два часа мы вкопались на метр в снег и еще полметра нагнали в виде снежно-веточных стенок по периметру. До земли так и не докопались – сколько же здесь этого снега?
Получилось красиво и хоть немного защищает от ветра. А ветер ураганный. Плюс снег с туманом и отсутствие костра! Подъем на гору Смотрыч занял почти весь день. При подъеме на каждые сто метров - температура падает на градус.
Якбы ты не був дуже розумный и не повторював шо инши кажуть, то подивився б шо тоди мало б бути -20. Изза прогрева земли, и всяческого другого влияния горного рельефа разница с подножием получается градусов 5-8, тоесть меньше половины градуса на 100м высоты.

Снег все глубже и глубже. Ветер трижды валил меня с ног. Видимость три метра. Мы продвигались по компасу и GPS (у которого, от холода, почти села батарея) в полной темноте – мечтали дойти до остатков обсерватории и там хоть немного согреется. От усталость ползли на четвереньках, но часа через три, после наступления темноты, сдались.
Спасаясь от ледяного ветра и снега, на вершине хребта, мы вынуждены были спустится в такую дыру, откуда выбраться нам будет очень и очень сложно – разберемся завтра.
Если честно, то все на грани истерики и нервного срыва – помирать очень не хочется, а в голову так и лезут истории про замерзших, заблудившихся и разбившихся туристов. На Черногорском хребте, после горы Смотрыч, нас полностью накрыло тучами, снег проваливается по колено, ноги от напряжения дрожат и уже не держат. Я торю тропу, на четвереньках. До обсерватории всего 1,5км, но мы уже не смогли их преодолеть – как сильно я ошибался утром…
Только сейчас вспомнил о тебе – очень
....(текст неразборчиво)... . Хочу в теплое место – выпить чая, в тепле, и больше никогда не ходить в горы… Остальные, по-моему, думают о том же, но пока напряженно шутят – держимся. Ну все. Пока. Сейчас допишу, выпью коньячка и баиньки – спать, в мокром спальнике… нет воды - очень мучает жажда».

«11 марта 2009г. 23.10. Сегодняшнее утро было просто ужасное – все мокрое, что не мокрое – то заледенело. Ночью спали очень мало и плохо. Приняли решение возвращаться.
Проснувшись, поняли, что плохо представляем, куда нам идти и возможно нам придется провести в снегах еще не один день. Вокруг метет снег и ничего не видно. Правда я говорю, что это просто малодушие, ведь мы все здоровы, еда есть, холод терпимый… но Паша совсем обессилен. Возможно, придется вразумлять кулаками. Мы все на взводе.
Повбывав бы. Своим "я самый главный, а значит самый умный" испортил всю романтику.

Жажда мучает очень сильно – грею снег в кулаке и сосу из него воду. Был очень сложный подъем, местами с четверенек приходили на скалолазание, но часа за три доползли до хребта. Ветер там реально валит с ног, видимость ноль и очень холодно. Сначала шли по компасу и GPS, а потом нашли наши вчерашние следы (поразительно, как их не замело полностью) и стали возвращаться по ним.
После обеда мы снова взяли штурмом вершину Смотрыча и, перевалив на ту сторону, начали спуск, к калыбе, которую заметили еще вчера. Немного заблудились в лесу, но все же теперь мы в относительном тепле.
Когда спускались на жопах по снегу вниз счастье било из нас просто фонтаном. Наконец-то мы вывалились из туч со снегом бьющим в лицо и леденящим ветром, наконец-то мы не карабкаемся, проваливаясь по пояс, а горные красоты – вот они, все рядом!

«Наконец напился вволю! Какое это счастье! Нагрели на очаге воды и сварили кашу, сейчас поужинаем, посушимся, и завтра будем двигаться к жилым местам! А там уже и домой. Я уже так соскучился по тебе»
Вода из горных ручьев – кажется, самое вкусное из всего, что я пил в жизни. То ли так замучался жаждой, то ли это действительно так и есть.

«12 марта 2009г. 19.45. И снова привет, милая Юля! Я думал что уже не буду тебе писать, ибо считал что мы уже почти вернулись, но… но… Возвращение оказалось очень не простым. К двум часам мы добрались до обжитых мест, а там не могли уехать… Прошли пешком около двадцати километров до Высочыны, и под вечер вышли к трасе – но доехать не на чем. По дороге искупались в горной речке, среди льда, – непередаваемые и незабываемые ощущения!
Нас взял попутчиками водитель на микроавтобусе, но далеко не завез. Обманув Леху на десятку, высадил нас в каком то поселке и смылся.

Но все закончилось хорошо, выбрались до ночи. Мы уже сидим на вокзале в Ивано-Франковске и наблюдаем, как прибывает поезд, который отвезет нас домой!»

Спускаясь по горной дорожке вниз, к Верховине мы шли бодро, практически не останавливаясь на привалы. Каждый чувствовал, какую закалку дали каждому горные переходы. И перспектива вернуться в горы уже больше не пугала, а даже немного манила.

Все мы здоровы. Получили серьезный жизненный урок. Потратили около трехсот тридцати гривен каждый и шесть дней времени.
350-400 гривен, если точнее.

Думаю основная наша ошибка была в том, что мы хорошо подготовились к холоду, к ветру, к отсутствию дров и комфорта, но оказались плохо подготовлены психологически. Не ожидали, что придется без конца ползти засыпанным снегом, избегать мыслей как хочется пить и чтобы кто-то выключил ветер.

Конец записей.

Итак! Кто дочитал до конца?
Tags: поход, фото

• Кайт через Днепр (10 км), 22 марта 2018

Пост для того, чтоб упорядочить свои мысли про микро-поход на кайте через замерзший Днепр. Как всегда ранней весной получается словить самую зимнюю…

• (no subject)

Прощание с другом

• Можно ли стирать спальные мешки?

Есть много споров и противоречивых мнений по поводу можно ли стирать спальники, и если можно, то как это делать правильно. За много лет я…

• Кайт через Днепр (10 км), 22 марта 2018

• (no subject)

Прощание с другом

• Можно ли стирать спальные мешки?