Flyer (prohfesor) wrote,
Flyer
prohfesor

Зимние Карпаты, 20-26 Февраля 2010

Предлагаю вашему вниманию мой краткий пересказ истории про наше похождение по Карпатам зимой.
В этом походе изначально не очень оригинальничали с выбором маршрута, а замахнулись один-в-один на тот путь, который не смогли пройти прошлой зимой изза плохой погоды. (Отчет о том походе - здесь)

День 0

В день выезда Эрик зашел ко мне со своим большим рюкзаком на спине. Он вручил мне ярко-оранжевый пуховик мистера Ваки, а ему вручил две пары лыжных палок с красивыми красненькими кружками на концах. Антоха посоветовал нам взять палки из расчета что каждый возьмет себе по одной штуке - он, Эрик, Бельчик и я. Но какой-то добрый человек подогнал ему нормальные трекиновые палки в день отъезда, и потому Эрик получил прекрасную возможность идти с двумя палками.
На автобусной остановке к нам подошел Бельчик, и сообщил что у него все хорошо, и что он вообще манал брать пуховик и он решил сэкономить на весе.
Мы погрузились в маршрутку и уехали в Киев.

В Киеве нас поджидал Антоха, а также мы должны были встретится с остальными участниками поездки. Пока участники не появились на территории жд вокзала, мы дружной толпой отправились в магазин, купить на поезд перекусить, пива и немного зефира (для меня). Я к тому времени заметил, что забыл в автобусе свою счастливую зеленую грелку на уши, которая была подарком мне, вдобавок еще и заменяла мне шапку. Это чуть было не стало трагедией. Однажды я вернулся к автобусу, но водителя на месте не было. Вернувшись из магазина я приказал всем ждать меня, и опять отправился к автобусу. В него как раз грузились люди желающие попасть в Черкассы - я улыбнулся им, затем забрал свою зеленую повязку и удалился. Под вокзалом меня с нетерпением ждали - наши киевские участники уже подтянулись и ожидали в здании вокзала. Их найти взглядом было очень просто - вокруг них была расбросана куча снегоступов и ледорубов. "Эээ, да нам прийдется нести лишнего веса", - подумалось мне. Толк от ледоруба в карпатах был сомнительный. Ну да ничего, наберемся опыта обращения с этими штуками. С кошкамии и ледорубами у нас до этого опыта не было. Надо сказать что нам чуть позже выдалась "жесткая ледовая тренировка с полной выкладкой".
В это время подошел третий киевский участник поездки. Олег. Не высокий, коренастый, схожий на арийця справжний украинський хлопець. Но говорил он на чистом русском. Он поприветствовал всех и сказал что жинка ему спаковала перекус в поезд, потому ужинал он отдельно от всех.

День 1

Без приключений мы добрались до Верховины, там слегка перекусили в уютном генделе, после чего Рома нас обрадовал что он нашел машину которая отвезет нас к подножию. Водитель (кто б мог подумать) был с сюрпризом - всю дорогу он безумолку рассказывал о Януковиче, о политике и о чем-то еще, явно не имевшем никакого смысла. "Файно, хлопцi? Знаете як англiйською fine? А гуцульською - файно!"
"це було 5 рокив галицизму, а тепер буде 5 рокив донецизму"

Собратья-белорусы

У подножия горы мы переоделись, обули какуны - специальные бахилы против снега, кое-кто заскочил в магазин-богодельню за пивом, и мы отправились вверх. Начал накрапать дождик.
Через 45 минут мы приостановились отдохнуть. Некотрые участники компании время от времени заводили разговор о некомпетентности других туристических групп, плохой подготовке всех (кроме нас) и вообще зря потраченном времени в горах. Эрик попытался остыть на привале сняв куртку, но его моментально раскритиковали и приказали немедленно одется чтобы не замерзнуть, а не то, именно. Приближаясь к колыбе компания попробовала покритиковать меня за расстегнутый карман для мелочи сбоку рюкзака, поскольку если бы туда налилось много дождевой воды она бы начала сильно мешать. Но в целом до колыбы мы добрались быстро, слава богу средний подъем до неё - 1.5 часа, а даль в этот день мы идти не собирались. Кстати, на подходе к колыбе из неё вышел отряд неких туристов на снегоступах и отправился в сторону смотрича. Эх, смотрич. Красивейшая гора. Кое-кто не поленился заметить что эта группа вышла в неправильное время и вообще пошла неправильно , и стопроцентно буут этим как-то наказана.
Коротая время в колыбе, мы пообщались с небольшой компанией беларусов, которые не спеша ходили по карпатам и вообще оставляли впечатление людей спокойных, опытных и бесстрашных. Кроме них была еще компания туристов, "наших" - украинских. Они поинтересовались как полагается нашими планами, поведали о своих. И почемуто у меня было такое ощущение, что когда они оставались наедине, то они злостно смеялись над нами и критиковали нас. Так же как и в нашей компании делали... Но в любом случае мы ложились спать сыто накормленные и предвкушали большие и успешные переходы на грядущий день

День 2

Утречком сыто позавтракав мы выдвинулись брать вершины. Дождя и сырости слава богу уже не было, заснеженные горы радостно встречали нас своей красотой, хотя глубокий снег быстренько напомнил нам прошлогодний поход.. Сразу же все встали на снегоступы. Чем выше мы поднимались тем больше мы наслаждались пейзажами и стихией. Остановились передохнуть спрятавшись в камни - здесь ветерок был уже совсем "маманегорюй".

Шаг за шагом, постепенно, понемногу, добрались мы до вершины смотрича. Прелестно! Здесь же мы собрались перекусить - и вот уже слышен крик Олега "газ не горит!". Холодно. Мы едим колбасу с гренками и шоколад. Завариваем чай из кипятка который принесли в термосе. "хоть бы не пришлось поворачивать назад" - говорю я Бельчику. Так и есть - едва выдвинувшись на тропу в сторону Поп Ивана наш предводитель коммандует разворачиваться и спускаться вниз. Очень жаль. Спусившись до камней разгорелась дискуссия - Бельчик сказал что если бы он принимал решение, то он пошел бы дальше, но возражать против решения руководителя не станет. Эрик поддержал его, и тут началось. Оппоненты долго рассказывали нам что мы ничего не понимаем в зимних походах, в вождении групп и вообще не знаем жизни, это продолжалось до самого возвращению в колыбу и некоторое время там. Уж не знаю на сколько хватило бы им терпения критиковать, но мы втроем ушли в лес насобирать дров. Быть может наши спорщики как раз поостыли за жто время... И снова за уином и перед сном вспоминалась критика других групп - особенно досталось некой "Вертикали" - группы из человек наверное 40 мальчиков и девочек всевозможных возрастов. Поговаривали, что они сидели у подножия и акклиматизировались г горным условиям, а вообще собирались пройти весь хребет (как и мы). Акклиматизировались к условиям карпат, хе-хе.
Меня мучала мысль как бы проскочить усиление ветра на хребте и успеть к заброшеной обсерватории до того как раздуется ветер. Обращаюсь к Роме - надо переговорить, есть мысль. Нее, спасибо, упаси меня боже выслушивать ваши идеи - получаю я в ответ. Хмм... Перед сном задаем установку на следующий день - если будет погода получше чем сегодня, тогда всем подъем в 6, если не лучше - в 7.

День 3

Я в этот день был дежурным, потому должен был просыпаться чуть пораньше. "Пораньше" получилось еще затемно, однако очень меня смущал жутковатый свист ветра в крыше и скромных деревянных стенах. Со скрипом натягиваю задубевшие ботинки и выхожу на улицу - ууу... Н-да уж. Погода стала еще злее. А ведь до обеда начинает раздувать еще сильнее... Возвращаюсь спать дальше. Общий подъем будет в 7...
Выходим на тропу собрав силу воли в кулак (хотя где ж она была по сути). Не успев и толком начать - мы идем уже на кошках. Некоторую часть снега посдувало ветром, потому задержать усточиво ногу было тяжелее. А особенно это заметно выйдя из леса - на голом плато ветром поднимает целые облака из снега. Кое-где снег сдуло до такой степени, что видно траву. Да что там снег! Временами налетают такие заряды, что сбивают с ног и нас, и мы раз за разом валимся набок и снова поднимаемся. Дойдя до тех самых камней (это прямо камни преткновения какие-то) мы сидим и отдыхаем. Дальше идти практически невозможноно - выше ветер еще сильнее. Рома кричит "по плану - баня!!!", - по голосу слышно что он пытается всех подбодрить, но получается интонация не очень убедительная.

Мы возвращаемся в колыбу. Рюкзаки и куртки покрыты коркой льда - романтично, но весьма муторно :) олег сказал что в баню н не хочет, а лучше "сходит радиалочку" по тропе в другую сторону, которая ведет на хребет в обход смотрича. Мы же закидываем рюкзаки на чердак (как думалось - для лучшей сохранности) и отправляемся вниз.
В баню мы взяли с собой пива, а Антоха раздобыл у хозяев домашнего копченого сыра и сала. Ну и полноценности карпатской бане конечно же добавило прыгание в горный ручей.
После бани мы в распаренном состоянии едва-едва преодолели подъем до колыбы. Олег рассказал нам как его накрыл снежный заряд неподалеку от хребта. "а я ж ни повороты не запоминал, ни шаги не считал! Трек лупанул мое почтение...". Кроме того он замечал группу "вертикалеыцев", интересно, куда ж они делись. Колыба нам уже должна была стать как родная :) Впрочем, чтобы не возвращаться в неё вновь и вновь мы принимаем решение брать хребет с другого конца - а даже если и не возьмем, то хотя бы попытаемся взобраться на Говерлу. Тоже неплохо :)
В колыбе с нами ночуют беларусы - они переночивали в пещерке на вершине смотрича, а сегодня вернулись назад. Другая группа переночевала в обсерватории - и каким-то образом вернулась сегодня ночевать в колыбу.
Олег уезжает домой - говорит сидеть на месте ему неинтересно.

День 4

Утречком мы в хорошем настроении позавтракали и бодрым шагом выдвинулись вниз с горы. С небольшими передышками мы лупанули трек практически до самой Верховины - если бы за полчаса до предполагаемого финиша ктото не тормознул бы микроавтобус, который выбросил нас на автостанции уже через 5 минут. Жарило солнце, снег таял, ноги в ботинках умирали от пота и натирания самих себя. Завязалась оживленная дискуссия - кто сядет рядом с болтливым водителем и примет на себя его неугомонную тягу к разговору. Сошлись на том что надо тянуть жребий, хотя половина туристов тут же нашли уважительные причины что они не могут участвовать в жеребьевке. Кстати, с водителем выпало сидеть мне :)

Смотрич, вид снизу

Бассейн в сауне

"Для сала. І дичини."

На кпп перед говерлой "пограничники" (лесники) проанализировали наше снаряжение и наши лица, рассказали пару свежих историй о несчастных случаях, попросили всем говорить что они нас не видели и мы шли в обход, и только тогда пропустили далее. Там мы прошли еще небольшой участок трека, слева мирно шумела горная речка, но солнце постепенно клонилось к закату. Постепенно освещая снег и смереки причудлвыми красками. Вдруг предводитель Рома неожиданно указал на деревянную беседку и сказал "привал". Потом обошел вокруг беседки и сообщил что это место где мы будем ночевать. Мы разбили лагерь, приготовили ужин и построили снежную стенку для тренировки и для проверки самодельной снежной пилы. Справа от палатки шумел романтичный ручей, луна освещала присыпаные снегом деревья. Мы с эриком и бельчиком сходили коммандой "в кусты" слушая нашу традиционную походную песню. Потом устроились на ночлег. Я чувствовал себя счастливым.

День 5
Прекрасное утро омрачала одна небольшая неприятность - впереди было много километров непройденного трека. Чтобы не поддаваться отчаянию мы по-быстрому собрали лагерь и выдвинулись в путь. Немного ходьбы по утреннему заснеженному серпантину - и мы достигли базы "Заросляк". Это такая формальная отпраная точка для туристических маршрутов на говерлу. На привале мы собрались с боевым духом, поотжигали немного и были готовы к взятию вершины. По-моему именно здесь я умудрился потерять пустую пластиковую бутылку у которой была своя уникальная история - я набирал в неё воду для питья и очень хотел её сохранить.

Подъем плавно начинался в сосновом лесу. Вскоре мы встретили парочку налегке возвращающуюся назад - видимо с говерлы. Когда лес закончился сначала было хорошо. На солнце красовались крутые и обрывистые склоны. Потом - не очень. Снег вдруг стал по пояс а уклон больше. Кто был посмышленее - надел снегоступы. Остальные же не торопились - через полчаса ходьбы все переобулись в кошки, так как уклон стал еще больше, а со временем и снег превратился в скользкий лед. Маршрут до вершины (самая высокая точка украины, ёу!) был помечен деревянными столбиками, вкопанными в землю, что дало мне повод в шутку назвать нашу ходьбу "маршрут от палки к палке". Идти было весело и радостно - манила вершина и радовали красивые пейзажи. Да и погода менялась на глазах. Небо то затягивало тучами и скрывало от нас землю откуда мы поднимались, то ветер срывал снежные заряды с поверхности склона.
И вот - ура! Очередной перегиб склона и вот она вершина! Тадааам! Радости нашей нет предела. И хотя вершину совсем накрыло тучами, это совсем не мешало нам фотогрфироваться и вобщем розважатысь. Радость подкрепили коньяком и горячим чаем из термосов. Добрый Антонио сказал что он где-то слышал будто за восхождение на Говерлу зимой положено выдавать значок "альпинист украины". Тут Бельчика понесло, все от души смеялись и потом жалели что жаль не записали на диктофон. Чтото там было о том что к значку должно прилагаться удостоверение, и что это не просто значок, а звание, а если есть звание то оно должно давать какието привилегии, и что должна же быть организация которая контроллирует это дело и выдает значки... И чтото такое :)

Строим защитную стену, на случай если ночью начнется ветер

Вообще много эмоций и много радости было, но пора же ж уже и дальше нам описать как проходил поход.
Мы пошли дальше по хребту, попеременно то опускаясь ненамного, то забираясь выше. Шли ориентируясь по старинным столбикам, когда-то обозначавшим границу польши-чехословакии, успели посетить несколько вершин, ну и привалов несколько сделать. Красотааа кругом... Тучки ушли, и с хребта можно было любоваться карпатскими лесами, горами и горками представшими во всей красе. Когда начало вечереть мы выбрали место для ночевки (прямо не сходя с хребта) и разбили лагерь. Снег плохо резался и ветрозащитную стенку построить высокую не получилось - получилась относительно низкая. Впрочем, ураганных ветров никто не ждал, а если бы вдруг нагрянули порывы то и нашей бы невысокой хватило. Рома-руководитель похода затеял готовить борщ из каких-то хитромудрых сушеных заготовок и специй, а мы устроили коллективный катарсис впятером вдоль свежепостроенной стены. В предыдущую ночь было вчетвером, хм, ну прям рекорд :)
Ночевка была едва ли не самой романтичной и необычной. Прекрасно, как и весь поход.

День 6
Ну тут уже никто не сомневался что вставать было легко и приятно.
Легкий завтрак и мы в пути. Немножечко мы доходим до первой вершины в этот день. А потом еще немного. В этот день мой глаз радуют большое количество парапланерных мест. Хотя конечно чтобы добраться до них пришлось бы хорошенько постараться. Ну ничего, придает экзотичности.
Сюрприз поджидал нас когда мы дошли до горы Туркул. Внизу под вершиной стоял лагерь комманды Вертикаль. Оп-па! А как же столько насмешек было в их сторону? Как вы согли догадаться, пока мы вчера шли по хребту от Говерлы, они поднялись через Смотрич, так как и (наверное) планировали. Ну а что, погода дала милость.
Вершина у Туркула довольна оригинальная - пик остроконечный с одной стороны, под которым большая полонына и озеро. Ну да озеро зимой было замерзшим и кое-где на солнце блестел лед, с которого сдуло ветром кусочки снежного одеяла.

"Карнизы! Карнизы!!"

Подойдя поближе к лагерю стало понятно что на нас вертикалевцы смотрели примерно с таким же выражением лица как мы на них.
Дальше мы поднимались по "суровому и экстремальному" узкому подъему, по бокам от которого были страшные карнизы. В какой-то момент мы обернулись назад и ... Оп: вертикаль длинной вереницей, как гусеница, уже штурмует вершину. Я только никак не мог взять в толк как им удалось так быстро собратьлагерь и спаковаться, да еще и такой толпой.
Дальше поход проходил хоть и красиво, но впрочем вполне уже привычно. Километр за километром оставались позади. Сначала солнце начало припекать и мы ходили без футболок как летом, потом фоткали со всех сторон какой-то пик, который был высокий и обрывистой что напоминал нам альпы, потом мы пообедали на скорую руку сухпайком. Потом тучи разрослись так что скрыли солнце, потом покапал немного дождик. Впрочем после обеда идти уже было и не так уж интересно - вершины на нашем пути закончились, кроме того давала знать усталость. Вскоре мы уже шли выкладываясь на износ, только бы скорее увидеть из тумана торчащую обсерватурию на вершине ПопаИвана. А в обед пока было солнце мы ее еще издалека видели. Красиво смотрелась. В конечном счете мы ее увидели, и поднажали вверх по склону совсем уж из последних сил. Таки действительно истощились - некоторы даже падали без сил. Мы быстренько затащили рюкзаки в место будущей ночевки, а сами побежали фотографироваться и лазить в обмерзшей и засыпанной снегом обсерватории в лучах заката.

Черногорский хребет был теперь пройден, мы неспешно ужинали остатками наших припасов, болтали, пили чай и готовили еще чаю.

День 7
Эээх теперь то мы просыпались с радостной мыслью что поход удался. Без каких-то особенных приключений мы собрались и отправились в сторону Смотрича, чтобы там спуститься вниз. Точно так же как поднимались сюда в начале похода.
Правда погода немного подкачала - начался сильный ветер и облачность снова закрыла все вокруг. К счастью дорогу мы видели перед собой, ну и в добавок трек в gps помогал. В таком состоянии, облизываемые ветром и снегом, мы и добрались до вершины Смотрича. Пофоткались. Погодка суровая. Вот она пещерка, в которой ночевали двое туристов. Лица у всех довольные :)

Потом мы спускались ниже и ниже (это почему-то оказалось сложнее чем мне казалось), так и добрались до колыбы, к ней кстати спустились на жопах, умудрившись использовать снегоступы как полозья.
Передохнули, эрик поискал волшебный камень ("змеиная кожа", хехе), потом отправились вниз, в село. Там подождали водителя, к счастью он оказался не таким болтливым как его предшественник. Правда хотел поставить нам хорошей музыки, и включал шансон. Впрочем на этом наш поход и закончился.

Tags: поход

• Кайт через Днепр (10 км), 22 марта 2018

Пост для того, чтоб упорядочить свои мысли про микро-поход на кайте через замерзший Днепр. Как всегда ранней весной получается словить самую зимнюю…

• (no subject)

Прощание с другом

• Можно ли стирать спальные мешки?

Есть много споров и противоречивых мнений по поводу можно ли стирать спальники, и если можно, то как это делать правильно. За много лет я…